О фестивалях


«Няганский театр юного зрителя» принял участие в 14 Международном театральном фестивале «Царь-Сказка»/Kingfestival, который проходил в городе Великий Новгород с 21 по 25 апреля 2017 года.

Международный театральный фестиваль, имеющий двойное название «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL, является популярным культурным проектом Великого Новгорода, который получил признание и известность далеко за пределами России. Тематикой фестиваля является миф, как уникальный литературный жанр, представленный в современных театральных постановках: фантастика, сказка, легенда, национальный фольклор и другие трансформации этого жанра.

На фестивале бывают представлены спектакли, как для детской, так и для взрослой аудитории зрителей. Расширяя жанровые рамки фестиваля, театры с каждым новым годом пытаются представить зрителям что-то новое, необычное, поэтому на афишах фестиваля «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL можно увидеть и шекспировские пьесы, и современные драмы, и народные сказания, и библейские мифы.

История Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL началась в 1992 году, когда в Великом Новгороде впервые состоялось данное мероприятие. Фестиваль существует почти двадцать лет, проходит раз в два года. Его организатор - Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», коллектив креативный и инициативный, а возглавляет театр и фестиваль режиссер Надежда Алексеева.

В 2017 году участниками фестиваля стали театры из России, Китая, Кореи, Швеции, Португалии, Франции, Германии, Латвии, Италии, Лихтенштейна, Бельгии. За пять дней было показано 15 спектаклей в области драматического театра, современной хореографии, кукольного театра. В рамках фестиваля было представлено много театральных экспериментов, поисков новых идей и форм, как для артистов и режиссеров, так и для зрителей.

Спектакль Няганского театра юного зрителя «Научи меня летать» по сказке Екатерины Гороховской, режиссера Артема Устинова был показан в заключительный день работы фестиваля 25 апреля. Новгородские зрители очень тепло приняли историю Принца и его Птицы. Актерам театра, конечно, было не просто. Другая атмосфера, другой зритель, и, главное, другая сцена. Наш зал в Нягани рассчитан на 50 посадочных мест, а зал театра «Малый», где проходил спектакль, это 184 места и, соответственно, размеры сцены несколько отличаются от нашей камерной. Но, судя по реакции юных новгородцев, коих на спектакле было около 120 человек, на качестве спектакля это не отразилось.

«Фестиваль "Царь-сказка" в Великом Новгороде подарил множество эмоций, но, главное, возможность общаться с замечательными актерами из других стран» - делится впечатлениями артистка театра Жанна Ханьжина.

««Царь-Сказка» - удивительный фестиваль, работает как отлаженный часовой механизм, каждый винтик которого на своем месте. Спектакли проходили на 3 сценах: Театр для детей и молодежи «Малый» - хозяева фестиваля, Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского - монументальное здание из белого мрамора, что стоит на набережной Волхова, и Новгородская областная филармония, которая находится на территории Кремля в историческом здании, там, кстати, прекрасная акустика. Многие спектакли были отработаны на сцене, в непосредственной близости от зрителей, рассматривался такой вариант и для нашего спектакля, но потом решили, что зритель будет в зале.

Помимо того что все спектакли были высокопрофессиональные, организация фестиваля была просто потрясающе высокого уровня. Причем администрировали артисты театра «Малый», - кроме того что они встречали, провожали, кормили завтраками и ужинами, они еще были на сцене. А на закрытии фестиваля артисты театра «Малый» подарили участникам капустник, это удивительно, конечно, работать почти круглосуточно, и еще потом выдать на-гора капустник, - зал сотрясался от смеха, все узнавали себя. Фестиваль оставил очень хорошие впечатления, оправдал наши чаяния и надежды, потому что попасть на фестиваль ««Царь-Сказка» это честь для Няганского театра, выступить там с честью - это уже наша гордость. Чувствуется ожидаемое удовлетворение от того что мы там побывали. Вокруг были прекрасные артисты, даже незнание языка не помешало мне общаться, настолько все было по-доброму и все это конечно зависело от хозяев, мне так кажется – рассказывает заведующая отделом по работе со зрителями Людмила Белова.

Участие в театральном фестивале - это возможность не только насладиться лучшими театральными постановками, получить рецензии критиков, перенять опыт коллег, но, и возможность понять, где находится театр в масштабах театрального мира.

 

Два аккорда программы KINGFESTIVAL стильно завершили ураганное театральное событие Великого Новгорода. Два театра из России и Латвии показали совсем свежие кукольные спектакли, способные растрогать камни. А главное – через визуальную красоту, необычное видение они нам рассказали о том, как важно оставаться верным своим принципам. Хотя счастье каждый видит по-разному.

Он улетел

Принц родился на маленьком острове, совсем один. Он не вписывался в странный, слишком суетливый или слишком медленный мир вокруг. Маленькая притча Екатерины Гороховской «Научи меня летать» состоит из очень простых событий, в каждом из которых спрятано какое-либо недосказанное явление человеческой жизни. Можно сказать, что она навеяна культовой сказкой Экзюпери, только не претендует на большую литературу. Это текст, который наполняется художественным смыслом именно в спектакле. Молодой выпускник Мастерской Сергея Женовача Артём Устинов в Театре юного зрителя Нягани (Ханты-Мансийский АО – Югра) решает сказку в технике театра кукол с такими же молодыми, обаятельными и интересными актерами. А художник Наталия Бурнос превращает всё это в стильное визуальное зрелище, где простые элементы складываются в сложные механизмы и образы.

О чём спектакль, хорошо формулируют его создатели. Здесь и одиночество Принца, которого обступают глыбы неуютного замка-тюрьмы. Его желание вырваться за пределы ограниченного мирка, отправиться вслед за кораблями вдали. Первая любовь к Белой Птице, подарившей ему импульс к созиданию. Но пока Принц увлеченно мастерит крылья для побега с острова, Птица погибает. Режиссер уверенно чувствует себя в несложных перипетиях, пока не спотыкается о финал. Екатерина Гороховская готова говорить с детьми о смерти, о невозможности даже самого сильного чувства изменить этот закон жизни. Артём Устинов сомневается, он стремится к счастливому воссоединению, чтобы Принцу удалось забрать любимую Птицу у Прекрасной женщины. Но почему-то сентиментальный финал с совместным полётом героев читается как добровольный переход через эту тяжелую преграду. Он не пугает и не призывает к чему-то. Это лишь одна из вероятностей, с которой можно не согласиться. И обсудить её с ребенком после просмотра спектакля.

«Научи меня летать» – это также повод поговорить о том, каким видят современный режиссер и художник спектакль для детей, о визуальных решениях. Посреди огромного чёрного космоса есть пустынно-тёплый островок. Дерево как основа для кукол и объектов позволяет ощутить то природное, живое, что дает соприкосновение с натуральными материалами. Сам же Принц – условная куколка, этакий трогательный курносый мальчишка. Рамиль Ахмеров не просто рассказчик всей истории, он вступает в диалог с куклой, которую ведёт. Это порождает театральный юмор и заставляет задуматься о демиургичности искусства, создающего иные миры, способные рассказать куда больше о реальности, чем мы себе представляли.

Тут же рядом иллюзия создается и более простыми, но не менее действенными приемами. Ручеек – это, конечно же, газовая ткань, которую перебирают забавно щебечущие девушки. А Черепаха – голова в круглых очках и платке. Наконец, сама Белая Птица – мелькающий вдалеке силуэт на трости. А актёрское исполнение Дарьей Фамильцевой, Жанной Ханьжиной, Натальей Чилимовой и Александром Понкратовым – тот случай чуткого и нежного ансамбля, когда творческие индивидуальности идеально подогнаны друг к другу.

Ребёнка нужно удивлять не только простотой иллюзии, но и сложносочинёнными решениями. И когда Принц отправляется в путь за Птицей, которая обещала научить его летать, на сцене возникают кубы, декорированные вращающимися шестерёнками. Этакий своеобразный стимпанк, отзвук модной субкультуры и в то же время обозначение опасности. Огромные механизмы приготовили маленькому Принцу множество испытаний. Комбинации движущихся досок сразу же отсылают к линейным компьютерным играм-аркадам, внезапно вырастают большие цветы, выпрыгивает крокодил и возникает подвесной мост. Юный (и не только) зритель находится в знакомом, увлекательном пространстве, при этом сочинённом с изобретательностью и непредсказуемостью.

«Научи меня летать» – это простые смыслы со шлейфом для проговаривания, соотнесения со своим – большим или не большим – жизненным опытом. Всегда радостно, когда театр обращается к детям без поучения и назидания – для этого есть родители и педагоги. А ещё вдохновляет, когда история рассказывается с таким неравнодушием к художественным возможностям, с тщательным продумыванием эстетического всей команды постановщиков и исполнителей.

 

Источник: https://vnovgorode.ru/kultura/10596-onlajn-dnevnik-festivalya-tsar-skazka-kingfestival-on-uletel-i-obeshchal-vernutsya.html

Кажется, хозяин Международного театрального фестиваля «Царь-сказка» — Новгородский театр «Малый» ни на секунду не хотел прерывать диалог с детьми, поэтому даже в последний день фестиваля был сыгран спектакль именно для детей.

25 апреля Няганский театр юного зрителя на сцене театра «Малый» представил кукольный спектакль «Научи меня летать» в постановке режиссера Артема Устинова.

Пронзительная и тонкая история про Принца и Птицу завороживает. Одинокий Принц живет на необитаемом острове, здесь нет никого кроме Ручейка, Каменного стража и Черепахи, но им и дела нет до Принца. И вот, наконец-то главный герой встретил того, кто может с ним поиграть — прекрасную Белую Птицу. Рассказав о своей мечте новому другу, он попросил ее помочь научиться летать. Белая Птица согласилась, а Принц принялся делать себе крылья. Принц так увлекся этим делом, что опоздал на целый день на встречу с Белой Птицей. По воле рока Птица исчезла, а герой остался со своими ненужными крыльями. И, казалось бы, теперь ему снова век куковать на своем необитаемом острове и снова быть одному, но Принц решается на поиски Белой Птицы. Он во что бы то ни стало должен ее найти и попросить у нее прощения, чтобы научиться летать с ней. Главный герой отправляется в трудный, полный испытаний путь. Он делает все: возможное и невозможное, чтобы найти свою Птицу. Своим искренним желанием, полным раскаяния и любви, он возвращает Белую Птицу к жизни и наконец-то учится с ней летать.

Научи меня летать

Эта прекрасная история, благодаря игре актеров и сценографии и куклам Натальи Бурнос и костюмам Лилии Карсей, превращается в увлекательное приключение для больших и маленьких зрителей. За Принца (Рамиль Ахмеров) переживаешь всякий раз, когда он проходит через все испытания, а Птица (Дарья Фамильцева) — прекрасное видение, за которым хочется следовать хоть на край мира. А Каменный страж, веселый ручеек и старая смешная Черепаха (Наталья Чилимова, Жанна Ханьжина, Антон Миронов) расширяют пространство событий, забавляют и в то же время дают понять, насколько одинок главный герой.

После спектакля мы поговорили с художественным руководителем театра Николаем Реутовым. Он рассказал, о том, почему они решили поставить такую историю, чему она учит детей и для чего существуют такие фестивали как "Царь-сказка"/Kingfestival.

— Почему Вы взяли современную драматургию для детей?

— Современная драматургия для детей не отличается от того же Андерсена. Просто мне понравилась эта сказка-притча. Это была первая пьеса, сейчас есть уже вторая. Екатерина Гроховская очень толковый режиссер, драматург, критик и мне очень нравится ее пьеса. Мне кажется, что она очень актуальна и очень серьезна для детей. Это не просто какие-то розовые облака на голубом фоне (смеется). Нет, это серьезный разговор о настоящих вещах, о настоящих истинах, которые существуют. Мне кажется, что сейчас это ближе к современным детям — конечно, это не Дарт Вейдер и не Бетмэн. Но Принц и Птица это извечные персонажи, которые близки детям.

— Как раз на счет того, что у вас не было розового неба, а вместо него остров, с виду напоминающий сложный механизм. Как вы к этому пришли?

— К этому пришел режиссер, а я и не сопротивлялся. И это работа хорошего художника Наталия Бурнос и режиссер Артема Устинова. Они очень плодотворно поработали и, по-моему очень сложно и интересно. И вот получился такой стол — маленький остров, на котором идет жизнь.Кукольный спектакль Научи меня летать. Нягань

— Как Вы думаете, в чем важность фестивального движения сегодня?

— Я думаю, что не только фестивальное движение важно, важно все театральнее движение. Есть большая сложность с гастролями в театрах и не только по финансовым причинам, еще и по другим, раньше это все было проще. Поэтому фестивальная структура очень важна и ценна, она нужна для того чтобы мы знали и понимали, на каком мы находимся свете и видели другие театры. То есть если мы гастролируем куда-то, то гастролируем в один город. В этом городе мы видим два-три театра, а фестиваль позволяет увидеть много театров в очень короткие, сжатые сроки. Это и обмен информации, и обмен мнениями, и творческий обмен: что-то подсмотреть, напитаться какими-то другими чувствами, веяниями, приемами. Посмотреть кто как живет и работает.

А для города, такого как Новгород, я считаю, что это событие катастрофически важно. Я не так хорошо знаю культуру и жизнь Великого Новгорода, но то, что здесь проходит международный фестиваль такого уровня, это замечательно и прекрасно. Честь и хвала руководителям и основателям этого фестиваля за то, что они смогли его организовать. Здесь участники очень интересные и иностранные, и наши. И очень хорошо, что он проходит на очень профессиональном и подготовленном уровне. Здесь отношение к каждому театру, подготовка площадки, возможностей технических и всех остальных происходит на высоком уровне. И мне это очень приятно.

— Есть извечные темы для творчества, но молодежь сейчас меняется. Как думаете, меняются ли с ней темы, появляются какие-то новые, более актуальные?

— Я не знаю. Как Вы правильно сказали, есть извечные темы: есть тема верности, есть тема предательства, любви, смерти, жизни. Есть тема, когда мы можем перейти за грань для того, чтобы выполнить свое обещание, свой долг, для того, чтобы не предать в любви. Поэтому я думаю эти темы нам нужно поднимать и об этих темах говорить. Потому что, несмотря на новые веяния и новых героев, общие ценности никуда не деваются. Десять заповедей как были, так они и остались.Кукольный спектакль Научи меня летать.

— Вы говорили про то, что ваш спектакль — это серьезный разговор. Как такой разговор воспринимают дети?

— Судя по реакции зала сегодняшней и той, которая существует у нас на площадке в Нягани, этот разговор воспринимается детьми. Я слышу, что дети очень внимательно к этому относятся и для них это тоже очень важно. Для них это и становится серьезным разговором. И это их трогает.

— Что Вам было важно показать в этом спектакле? Что вас тронуло?

— В этой пьесе меня действительно трогает очень хорошая поэзия, написанная Катей Гороховской. Меня трогает, что на этом детском уровне поднимаются очень серьезные проблемы. Ты стоишь перед выбором: выполнить долг и пойти за чувством или остаться в каком-то удобном своем мирке. Принц делает свой выбор, он идет за чувством, он понимает, что нарушил свое обещание. Поэтому он проходит путь искупления, путь постижения жизни через эту птицу, через это длинное путешествие к крыльям, к полету. Надо научиться летать.

 

Источник: http://okultureno.ru/articles/21174-dlinnoe-puteshestvie-k-krylyam/

Подкатегории

Разработано совместно с jtemplate шаблоны Joomla

Единая социальная психологическая помощь:
"Телефон доверия" -

8-800-101-12-12,

8-800-111-12-00

"Детский телефон доверия" - 8-800-200-01-22

Gosuslugi

Рейтинг@Mail.ru