О гастролях


Не секрет, что так называемая профилактика вредных привычек — работа с плохо замеряемой эффективностью. Скольких подростков удержит от сигареты школьный КВН, так ли силен в борьбе с зеленым змием фильм про семейные ценности, ходят ли наркоманы на соревнования по боксу и многие ли решают «завязать» после просмотра боев? Четких ответов на это нет и быть не может — в проведении профилактических мероприятий остается полагаться на опыт, здравый смысл, человеческое и профессиональное чутье.

Но нет никаких сомнений, что в этом плане настоящим попаданием в десятку является спектакль «Морфий» по рассказам Михаила Булгакова, поставленный Няганским театром юного зрителя. История, написанная гением русской классики, — автобиографическая. Квалификация врача и личный опыт одержимости наркотиками (от которой писатель не избавился до конца жизни) помогли автору создать живую и натуралистически-документальную историю краха человека.

Внутренняя борьба двух личностей в одном теле, физиологические процессы и галлюцинации — не самый простой материал для перенесения на сцену. Но няганцы решились. Премьеру недавно посмотрели зрители восьми территорий округа, в том числе в Югорске, Советском, Урае. Завершились гастроли показом в Ханты-Мансийске 10 ноября. Большая часть собравшихся в большом зале КДЦ «Октябрь» — юноши и девушки. Многие из пришедших признались, что сами приобрели билеты: одни являются поклонниками Няганского ТЮЗа, другие — творчества Булгакова. «Я увидела рекламу и пришла вместе с подругами, — говорит четверокурсница-лингвист из Югорского госуниверситета Анна Ростова. — Люблю книги этого писателя. Конкретно с «Морфием» не знакома, но надеюсь, представление поможет определиться, читать мне это произведение или нет».

Заставив зрителей вздрогнуть от звука выстрела в самом начале, спектакль захватил их и не отпускал до самого конца. История болезни доктора Полякова изобиловала и медицинскими терминами, и настоящей болью, которую смог передать залу исполнитель главной роли Роман Мамонтов. Непроходящая мигрень и забытье дурмана, припадки агрессии и безумие в глазах, мнимое величие и горький стыд, самонадеянность вора и обреченность погибающего, дрожь в руках и сухость во рту. Все это зрители чувствовали вместе с героем, наблюдали глазами окружающих его персонажей — медиков и пациентов, воплощенных Максимом Самсоновым, Еленой Киреевой, Елизаветой Кизиковой и другими актерами. «Спектакль очень булгаковский — мрачный и тревожащий, — поделилась в финале впечатлениями Анна Ростова. — Читать, обязательно читать оригинал!»

«Самое сложное — «поймать» физическое состояние наркомана, — говорит Роман Мамонтов. — Мы просмотрели много видеоматериалов по этой теме, очень помог в понимании процесса режиссер Роман Каганович. Тяжело и на репетициях, и на каждом спектакле. Не замерял, но есть ощущение, что на каждом представлении теряю в весе. Я начинающий актер. Получив эту роль, помню, что обрадовался и тут же испугался: браться за такое — большой риск. Вот так до сих пор — радуюсь и пугаюсь. С наркоманией я знаком лишь понаслышке, а жертв алкоголизма приходилось встречать нередко. И я полагаю, что этот спектакль способен помочь людям понять природу и разрушительную силу зависимости».

«Постановка и показы спектакля «Морфий» реализованы в рамках окружной профилактической программы, финансируются из бюджета округа, — рассказала директор театра Анастасия Постникова. — На стадии подготовки такое откровенное название — «Морфий» — у некоторых вызывало опасения. Но мы решили оставить именно его: оно привлекает целевую аудиторию, молодежь.

На афишах указано возрастное ограничение «16+», однако мы всегда радуемся, когда в зал вместе с родителями входят подростки более младшего возраста. Детям обязательно нужно узнать об ужасе наркомании, как она есть.

Родителям не всегда удается вести разговор на эту серьезную и нужную тему — а спектакль является отличным поводом для обсуждения, совместных размышлений: что привело героя к болезни, можно ли вырваться из этой западни.

Спасибо режиссеру, художнику, актерам — спектакль стильный, нескучный, атмосферный. Это радует, ведь у театра в маленьком городе, каким является наш ТЮЗ, нет права на ошибку. Каждое представление должно быть таким, чтобы ни один зритель не решил: до свидания, сюда я больше не приду. В случае с «Морфием» сложно вдвойне: среди зрителей наверняка есть люди с опытом употребления наркотиков — им было бы смешно видеть на сцене ложь и фальшь. Именно поэтому мы уделили много консультировались с наркологами, психиатрами».

Департамент внутренней политики Югры, курирующий проект, дал гарантии дальнейшей поддержки этой деятельности Няганского ТЮЗа. Так что жители Югры еще не раз увидят этот спектакль. Следующие гастроли няганских артистов в Ханты-Мансийске пройдут в январе, в рамках городского проекта «Новогодняя столица». И хотя в праздники нам более привычны сказочные и комедийные представления, все же можно надеяться: стоячая овация, которой горожане удостоили показ «Морфия», — это весомый аргумент за включение спектакля в программу.

 
      http://www.siapress.ru/culture/62631

 

 

Разработано совместно с jtemplate шаблоны Joomla

Единая социальная психологическая помощь:
"Телефон доверия" -

8-800-101-12-12,

8-800-111-12-00

"Детский телефон доверия" - 8-800-200-01-22

Gosuslugi

Рейтинг@Mail.ru