О театре


В Няганском ТЮЗе завершилась первая в Югре драматургическая лаборатория «Я есть»

История в пяти действиях о том, как северный город, где меньше 60 тыс. человек, за 10 дней вырастил сразу 32 драматурга.

Действие первое. Подростки

Кто они, молодые люди от 12 до 17 лет? Они не хотят учиться, хамят родителям, сбегают из дома, разрисовывают подъезды, пьют пиво и матерятся, как сапожники. Так привыкли думать мы, взрослые, всегда как-то опасаясь этой возрастной группы и сваливая всё на сложности взросления. Театр тоже предпочитает обходить зрителей-подростков стороной – они всё равно нигилисты, как их приобщать к прекрасному? Няганский театр юного зрителя смело взглянул в глаза молодому поколению, поставив и сыграв 17 миниспектаклей по пьесам, написанным подростками города.

О первой в округе драматургической лаборатории, которая прошла с 22 марта по 2 апреля, давно мечтала директор ТЮЗа Анастасия Постникова: «Участниками проекта стали 17 подростков Нягани: от 12 до 18 лет. Четыре режиссёра за 2,5 дня поставили 17 эскизов по пьесе каждого. Работали днями и ночами. Сами виноваты: назвали проект «Я есть», так что уже нельзя было отступать».

Действие второе. Драматурги

Известные российские драматурги Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская неделю учили молодых людей писать пьесы, находить конфликт, выделять события, описывать героев, делить на сцены и сочинять ремарки. Тему можно было выбрать абсолютно любую. Писали о том, что беспокоит, что переживали сами, о чём болит: любовь, попытки самоубийства, плохая компания, наркотики, взросление, эгоизм, отношения с родителями. Жанры тоже разнообразные: от комедийного вестерна до трагического абсурда.

«На севере дети серьёзные, взрослые. В европейской части, в Москве что ни пьеса, то про эльфов и гномов, а в Нягани – всё про жизнь, иногда жёстко, как есть», - отмечает Вячеслав Дурненков.

По мнению драматургов, очень важно было собрать разноплановую компанию подростков: разного социального положения, национальности, возраста. Вначале ребята чувствовали себя довольно скованно и плохо шли на контакт, но к концу лаборатории обнимали друг друга, как родные, и обрывали телефоны драматургов, режиссёров, актёров со словами благодарности и любви.

Действие третье. Из жизни – на сцену

Четыре режиссёра из разных городов: Анастасия Старцева (Нягань), Сергей Чехов (Новосибирск), Данил Чащин (Москва) и Екатерина Гороховская (Санкт-Петербург) буквально за пару дней поставили с актёрами Няганского театра пьесы-фантазии ребят.

Актёры играли подробно, серьёзно, без всякого намёка на «невзрослый» материал – всё по-настоящему.

2 апреля зрители смогли увидеть совсем разные по художественному воплощению, но близкие по остроте тем и жизненной правде эскизы. Начиная от символистских образов в белых тонах о не такой как все девочке Саре и мистико-романтической, отсылающей к роману Оскара Уайльда, истории о человеке, из-за своего эгоизма попавшего под власть портрета, до психологических монологов и пронзительного одиночества мальчика, брошенного на произвол судьбы, в эскизе «Теплота сердца».

Разлад с родителями, и вот девушка шаг за шагом, сминая под ногами пластиковые стаканчики, как отказ от одноразовых поверхностных отношений, приближается к краю крыши – и как важно в этот момент получить короткое, но спасительное смс от мамы: «Я люблю тебя. Вернись».

Драматургически убедительно и жизненно-трогательно выглядит эскиз «Моя история» о травле подростка в школе. «Выйди в окно», - ежедневно слышит героиня, всё больше чувствуя себя лишним человеком. Как к эшафоту, проползает она к краю пропасти под стульями с топающими одноклассниками. И спасительной нотой звучит в финале фраза 16-летнего драматурга Юли: «Позвони мне. Я помогу тебе справиться с этим. Ты не один. 8-90…..» И номер телефона. Настоящий. Юлин.

Конфликты с родителями, наркотики, несчастная любовь, насмешки окружающих, комплексы, отчаяние, нежелание жить… А мы ещё удивляемся, почему подростки ведутся на игры с синим китом. Нам надо почаще заглядывать в глаза своим детям.

Действие четвёртое. Взрослые

После эскизов по пьесам подростков до ночи читали 15 пьес взрослых: актёров, работников театра и примкнувших к ним горожан. Впервые в истории драматургической лаборатории она работала в две смены: утром – с подростками, вечером – со взрослыми. И здесь поднимались вечные темы: любви, семьи, понимания, предназначения, прощения.

Вот антиутопия Антона Григорьева «Задай вопрос» об обществе, убегающем от любых конфликтов и боящемся вопросов – всё должно быть ассертивно: я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен. Вот остроумная чёрная комедия «Любящая семья» от Рамиля Ахмерова, где на семейном совете решается, как избавиться от «всеми любимого мальчика Серёжи Сидорова» (отравить или выбросить из окна), чтобы он ненароком не опозорил семью двойкой. А вот остро цепляющая история Нинель Махмурян «М_не не стыдно» о девушке, которая не боится сказать: об изнасиловании, страхе мужчин, не любви к северу, любви к работе, мечтах о море, неловкости и неумелости жить, но с бесконечной жаждой Быть.

«У нас есть теория, что абсолютно каждый человек может написать одну пьесу, – говорит Вячеслав Дурненков. – Напишет ли он вторую – вот это уже вопрос. Некоторые из наших участников уже пишут».

Действие пятое. Занавеса не будет, или Это ещё не конец

По признанию Дурненкова, лаборатория в Нягани стала одной из самых сильных в его практике, а драматург занимается подобными проектами уже больше 15 лет. Испытав, возможно, одно из самых сильных впечатлений в жизни, когда твой текст тут же разыгрывается на сцене, каждый из участников теперь будет не только ходить на каждую премьеру Няганского ТЮЗа, но и приведёт в театр своих детей. В этом, наверное, и есть так называемая воспитательная функция театра. Туда, где тебя воспринимают всерьёз и готовы выслушать, всегда хочется вернуться.

Больше 12 часов длился театральный нон-стоп, отразивший срез современной жизни нескольких поколений и родивший сразу 32 драматурга на одну небольшую Нягань.

Сейчас в социальных сетях идёт голосование за лучшие пьесы лаборатории. Из пяти победивших текстов создадут полноценный спектакль, который войдёт в репертуар Няганского ТЮЗа. Каждый из нас может повлиять, каждый может заявить: «Я есть».

 

Автор текста:

Елена Колмогорова

 

https://ugra-news.ru/article/11042017/46749

Впервые в Югре. С 22 марта по 2 апреля в Няганском театре юного зрителя реализуется драматургическая лаборатория «Я есть». Ее участники — 17 учащихся общеобразовательных учреждений города от 12 до 18 лет. Сегодня 29 марта. Экватор. За это время подростки успели понять, принять друг друга и даже подружиться. Детям из разных социальных кругов, разных возрастов за время лаборатории предстояло открыть в себе талант драматурга, именно открыть, потому что написать пьесу может каждый. К 11 годам человек обладает достаточным количеством накопленного опыта, чтобы поделиться им. Первую пьесу – каждый, дальше – только в том случае если сам решишь что это твое.

Человек пишет о том, что его волнует, задевает, царапает. Проблема людей только в том, что они бояться быть банальными, считают себя неинтересными, забывая, что каждый уникален и что твой жизненный опыт есть только у тебя самого. Главное – откровенность.

Опыт драматургических лабораторий пошел из Шотландии. Там в театр совсем перестали ходить подростки. И чтобы как-то изменить ситуацию был создан проект «классАрт» где в течение семестра школьники среднего и старшего звена учились писать пьесы. Потом пьеса ставилась профессиональными режиссерами с профессиональными актерами на больших сценах театров Шотландии.

Сравнительно недавно этот проект появился в России. Драматурги Мария Зелинская и Вячеслав Дурненков за семь лет работы в проекте объездили большую часть страны, работали: с подростками и пожилыми людьми, с заключёнными и людьми с ограниченными возможностями, и вот сегодня они в Няганском театре юного зрителя.

Ценна и важна каждая пьеса, написанная подростками на лаборатории, потому что она дает понять самое главное: что заботит их умы, чего они хотят, о чем переживают. В нашей лаборатории действительно мало детских пьес, наиболее остро стоящая тема — взаимоотношения с отцом. Как говорит Вячеслав Дурненков, есть регионы, где отца нет как такового. Здесь он представлен очень ярко. Бьет, но не пьет. И тут ведь даже и не знаешь, как лучше…

Над эскизами по пьесам подростков будут работать молодые, но уже успевшие заявить о себе режиссеры: Сергей Чехов, Екатерина Гороховская, Данил Чащин, Анастасия Старцева. Три дня на все про все и уже 2 апреля эскизы можно будет увидеть на сцене Няганского театра. А спектакль по лучшей пьесе войдет в репертуар театра.

 

Проект «Я есть» осуществляется в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2014 — 2020 годах». Куратором проекта является Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Источник : http://rusregioninform.ru/kultura/dramaturgicheskaya-laboratoriya-ya-est-o-chem-pishut-nashi-deti.html

 

НЯГАНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ОТКРЫЛ ДРАМАТУРГИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ

Участие в ней уже приняли более 30-ти горожан. Профессиональными приемами написания пьес с ними делятся драматурги из #Тольятти и #Москвы. Подобный проект под названием «Я есть» в округе реализуется впервые. Происходит это при поддержке Департамента культуры и Департамента внутренней политики Югры.

Источник : UGORIA.TV

 

Подкатегории

Разработано совместно с jtemplate шаблоны Joomla

Единая социальная психологическая помощь:
"Телефон доверия" -

8-800-101-12-12,

8-800-111-12-00

"Детский телефон доверия" - 8-800-200-01-22

Gosuslugi

Рейтинг@Mail.ru